Дневник сплава по реке Пинега (160 км)

Мысли о сплаве встали сразу с покупки байдарки. С начала хотел идти один! Но дикость тех мест и не знание маршрута, подсказывали что нужно задумается о компаньоне.
Высадка в Карпогорах. Начало сплава.
Выбор напарника на сплав пал на друга детства, с которым в молодости много всего прошли. Он воспринял идею положительно, тем более был в отпуске. Все было решено, вещи собраны и вот мы в купе поезда "Архангельск-Карпогоры". Впереди нас ждали неизведанные просторы. В Карпогорах нас добродушно встретили знакомые. За что большое им спасибо! Это была последняя ночь в постели и русская баня.
Рано утром мы на воде. Лев- так звали напарника, взялся качать наше плав средство. Я задумался о размещение груза на байдарке.
Сплав по Пинеге
Как только отвернулся, посыпался добродушный мат. Повернувшись, я увидел как он пальцем заткнул свежий прокол бокового баллона лодки. Приседая к клапану- проколол, торчащими в протертом чехле, ножами для метания. Тут не цензурная речь, добавилась и с моей стороны.
Ну думаю наплавались. Благо есть ремкомплект, который всегда беру в дальние походы. Через полчаса на боку нашего судна, красовалась небольшая зарплата и мы спустились на воду.

Первый день сплава.

Мысли о городе где то позади, впереди несколько дней с природой. Пытаемся синхронизировать гребки, и командно управлять байдаркой. При развитии скорости свыше 6км в час лодку разворачивает, учимся как с этим бороться, так как боком плыть не хочется, а на выравнивание уходят силы. Проще поддерживать нос по течению. По обедав на берегу, составили план маршрута на день. Пока есть связь, успеваем передать приветы родным.
Первая ночь была в только что построенной лесной избе. Незнаем хозяина, но очень ему благодарны. (Порядок и дрова оставлены)
Начинало темнеть и мы как раз искали место для стоянки. На берегу нас встретили оравы комаров.
Первая стоянка на Пинеге
Но чувство интереса открыта ли изба, отодвигало лесных насекомых на задний план.
Домик небольшой, дверь открыта, внутри еще не достроено, нет скамеек и нар. Но это нас не смутило, затопив печь, мы подняли байдарку с воды.
Ужинали на воздухе. Все прибрав, отправились спать. В доме уже было тепло, зажгли таблетку фумитокса и комариный писк стал прекращаться.
Печь была очень кстате, нужно просушить одежду и снаряжение, да и ночевка в избе- безопаснее.
Изба- порадывала печкой
Проснулись рано, полные оптимизма и сил. Уже с не терпением хотелось побыстрее отправится дальше.
Наша заплатка, приклеенная на скорую руку, пропускала воздух, подкачав лодку и по завтракав спустились к воде.
В первый день мы прошли порядка 30 км, что очень даже не плохо. Течение было сильное, ветер северный 2-3 м/сек. Размышляя о маршруте, было принято решение проплывать 20 - 25 км в день. К вечеру искать удобное и безветренное место для лагеря.

На второй день погода поменялась.

Наш маршрут в основном лежал на север, по прогнозам обещали сильный северный ветер, который будет сильно замедлять движение. Хоть и сплав подразумевает движение по течению, но встречный ветер больше 4 -6 метров практически останавливает лодку, приходится подключать руки.
Второй день сплава по реке
Меня потрясали- бескрайние просторы. Это сложно объяснить, но ни где больше я не видел таких расстояний. Как далеко мы видим в городе или за городом? А здесь даже с реки ты видишь на десятки а то и больше километров. Иногда наоборот плавание проходит словно в большом каньоне, кругом берега высотой с 9 этажный дом. Местами, в песке можно было разглядеть как берега были словно вымощены бревнами по которым с высоты скидывали лес для сплава по реке.
Красота северных рек
Где то читал что реки это кровеносная система земли. И вот так плывя по течению понимаешь что имелось в виду. Смотря на карту страны, видно что все северные реки текут на север. И словно очищая землю, выносят воды в Северные моря.

Во второй половине дня- запланированная остановка в последней на маршруте деревне, где можно купить хлеба и что то из продуктов.
Повесив на шею фотоаппарат, я отправился в деревню Чакола. Деревня не большая, но что то в ней напомнило мне детство, когда каждое лето родители привозили меня в деревню к бабушке. Поплутав по улицам нашел заветный магазин и двинулся в обратный путь. Деревенские жители- долго провожали меня взором. Был куплен запас свежего хлеба и вроде мелочь, но очень ценная - гигиеническая помада для губ, так как своя где то потерялась. А солнце и ветер делали свое дело.
Отправляемся в деревню Чакола.
Места были давлено обжитые, много деревень, хотелось по скорее покинуть эти места и встать на ночевку в тихом месте, подальше от признаков современного мира.
Обогнув большой поворот, мы увидели дикий луг. По навигатору мы выполнили план на день и решено было разбить лагерь и приготовить ужин.
Палаточный лагерь на Пинеге
Вторая стоянка. Засыпая было слышно, как капли дождя забарабанили о палатку.
Стоянка на речке Пинега
Третий день нашего путешествия.
На утро сразу к воде- порыбачить. Ловля на спиннинг в Пинеге запрещена.
И мы были предупреждены о множественных встречах с ГИС в этих краях. Но так как семга еще не идет на нерест, или погода была плохая, мы ни кого не встречали. Если обнаружат спиннинг с белесной- считается оснащенный. Измаются орудия лова, вплоть до лодки.
Поэтому нужно смотреть и слушать, и старятся двигаться как на охоте: что б ты видел и слышал всех, а тебя ни кто не видел. Этого правила мы старались придерживались, так как не хотели встреч, ни с работниками ГИС, ни с местными браконьерами.

Начинаются дикие места, оставленные деревни не тронутые цивилизацией.
Оставленые деревни
Погода окончательно поменялась, временами лили дожди, приход которых мы видели издалека.
Погода словно подчеркивала настроение этого края и картины которые она открывала перед нами.
Место где остановилось время
Высаживаясь на берег и подходя к домам, приходило странное смешанное чувство. С одной стороны- словно время остановилось, с другой наоборот быстротечность бытия.
Эти естественные музеи под отрытым небом, словно оберегаются самой природой, на подступах к домам трава, чуть ли не с человеческий рост, небо затягивает тучами, а местами и вовсе начинал лить проливной дождь.
Ежуга (нежилая)
Поднялись в деревню
Так странно видеть названия деревень и читать в скобках- нежилая. Пройдет еще какой нибудь десяток лет и на этом месте будут расти деревья.
Деревня Ежуга - давно оставлена, по ветхости можно дать лет 40-50. Но картина того как жили и чем занимались здесь люди рисуется нам по остаткам быта.
Далее мы заметили странное место на котором хочется остановится поподробнее.

Устье речки Ежуга на высоком холме из далека виднелась маленькая разрушенная часовня. Отсутствие линий электро -передач говорило о том что в деревне не было современного мира. Это очень притягивает и манит- посмотреть как люди жили раньше, без телевизоров и интернета.
незабываемый вид северной реки Пинега
Привязав лодку и закрыв ее дождевиками, так как начинался дождь, мы решили подняться. Низ холма сильно зарос, мы с трудом пробрались сквозь кустарники. Как только вышли, пошел сильный ливень. Грохот грома и тучи делали картину очень мрачной. Мы быстро вымокли и поспешили к остаткам одного единственного дома. Подходя к постройкам мы увидели маленькую церквушку, купол которой провалился во внутрь. Часовня была на столько маленькой что было понятно что в ней ни когда не было много людей. Рядом был старый полуразрушенный дом с крыльцом расположенным на церковь.
Верхняя Ежуга. Заброшеная деревня.
Эти края - края староверов. И для нас так дико понимать как здесь жили, ведь вся деревня- это две постройки, маленькая часовня и жилой дом.
И было понятно что люди ушли от сюда- когда не стало их Храма. Мы долго стояли на покосившемся крыльце, смотря и видя, то - на что смотрели жители этого дома. Сильный ливень пришел на долго, и мы ни куда не спешили. Время остановилось наполнив нас непередаваемым чувством.
Вид с крыльца
Войдя в дом, появилось чувство страха. Словно попали на сьемки фильма страшилки. В доме две комнаты в одной есть мебель, в углу опрокинутый буфет, в другом большая кровать рядом с которым стоит костыль.
Когда вошли в дом столо не по себе! Словно люди ушли от сюда совсем не давно
Во второй не было мебели, на середине раскидана солома на которой старые детские куклы, у окна не отравленные письма. Рука не произвольно тянется к свернутым пополам листам пожелтевшей бумаги. Начиная читать узнаем, что их писала маленькая девочка которая здесь жила, похоже что с дедом. Не совсем понятно кому адресованные, до читывать нет желания, словно заглядываешь в чужой мир. Воображение рисует как она жила, от атмосферы в доме - становится не по себе. Главные окна дома выходят на лес, хотя в большинстве северных деревень строили на реку. Многое не описать в тексте, не передать словами, а может и не нужно. Захотелось побыстрее вернутся к лодке.
Внутри заброшеного дома
В коридоре есть комната по которой понятно что дед или отец девочки был мастеровой и постоянно что то строил, в доме много старого инструмента, видится что и церквушка его рук дело или он просто поддерживал ее пока мог.
тут что то мастерили
Обратный путь к реке мы прошли молча, каждый думал о чем то своем. Но уже у лодки кто то из нас произнес- интересно сколько ей сейчас и где она- эта маленькая лесная девушка из глухой деревни?
Сплав по Пинеге. Деревня Ежуга (нежилая).
Мы двинулись дальше…

Дождь то прекращался, то начинал снова. Ближе к вечеру песчаные берега сменились на каменные, состоящие из больших валунов. Мы решили высадится, осмотрятся и порыбачить. Природа в этом месте словно стала другой, а берега из больших и что интересно ровно поделенных почти квадратных больших камней. Течение быстрое и вода очень прозрачная. Мы сели ужинать, как в дали увидели проплывающего на тот берег: толи лося, толи медведя. Тут я пожалел что не взял с собой теле объектив.

Наступил вечер, мы только проплыли деревни Чекинская, Труфаново, я неспешно работал веслами, что б нас не прибило к берегу. Напарник отдыхал. Большую песчаную косу, я заметил из далека, но обойти ее не удалось.
Разрушеные временем церкви. деревня Чекинская
Дальше засучив штанины, тащил наше судно на глубину. Песчаные отмелем не было конца и тучи предвещали дождь. Мы решили разбить лагерь.
Только поставив палатку, пошел сильный дождь. Ужин готовили в палатке. Макароны с тушенкой и черный чай. Ночью ветер усилился и просто рвал палатку. Мы спали на одной стороне придерживая собой направляющие палатки. Пару раз пришлось выходить в ливень и менять сорванные растяжки.
Утро не принесло смены погоды, но дождь стал меньше. Толком отдохнуть не удалось. Я вылез из палатки покидать спиннинг и собрать дров. Место для лагеря не совсем удачное. Вечером вариантов не было и стоянка была на песчаном острове, дров тут не было и место продувалось со всех сторон. Дождь почти прекратился, но сильный ветер не давал покоя, решено было сменить место, на более спокойное и удобное. Как только отплыли поняли что движение практически не возможно. Ветер гнал сильные волны, которые заливали нос.
Мы тут же черкнули в лодку воды и сильно промокли.
Лесная изба на Пинеге
Все же поборовшись с ветром мы немного продвинулись вперед. Вскоре мы увидели в ущелье большую крышу лесного домика.
Как она оказалась к стате. Большая хорошая изба в которой запросто разместятся на ночь человек 8-10. Внутри оставлен порядок, большая печь, лежаки и даже матрасы.
Все стены правда исписаны надписями постояльцев разных годов, и зачем это делать непонятно, тем более что на полке лежит журнал посещений.
Тут мы решили провести день. Места рыбные и вечер мы провели за рыбалкой. На вечерний ужин у нас была уха. Спать в таком доме было одно удовольствие. Спасибо строителям. Как полагается в лесных избах, кто то что то оставляет, мы тоже поделились консервами и свечами.
Если признаться то уплывать от сюда утром, нам сильно не хотелось. Так бы пожить тут недельку, но маршрут был запланирован и дома бы стали волноваться. Сотовой связи там нет, поэтому луче не отклонятся от намеченных сроков.
Карстовые берега Пинеги
Проплыв деревню Ужпоча, навигатор подсказывал нам что вреди глухие места. И хотелось немного ускорится, так как ветер поменялся, Лев- старый яхтсмен ,захотел как то использовать силу ветра. Из своего дождевика он начал мастерить хитрую конструкцию. Привязав один конец к веслу, другой отведя в сторону получился неплохой парус, и подняв его в вверх, мы схватились за борта. Нас понесло так как ни когда до этого не плавала ни одна байдарка. Тут не знаю почему нас но нас это сильно рассмешило и вот так со смехом мы пролетели несколько километров.
Река сильно петляла и поэтому это конструкция не всегда давала результат. Но надо заметить все же на прямых открытых участках она нам здорово помогла.
Вид с реки на нежелую деревню
На очередном повороте мы оказались на интересном и тихом месте. С одной стороны возвышался лес с другой большой песчаный пляж а наверху холма виднелись окна домиков.
Оставленая деревня Торома
Вид с деревни. Торома.
Деревня Торома (нежилая). Место расположение очень не обычное, словно как то огорожено от внешнего мира.
В повороте реки, большой пустынный пляж а дальше на возвышенности виднелись крыши домов
Поднимаясь в деревню
Поднимаясь в деревню искали тропу, хотелось подняться так же как это делали местные жители.
Деревушка не большая и не брошенная а именно оставленная. В некоторых домах на окнах шторы, в печке дрова рядом старые спички и береста, у печки стоят сапоги. Было ощущение что кто то здесь живет, но заросшие двери и ласточки летающие по комнате говорят об обратном.
Оставленые дома
Мы словно прикоснулись к прошлому, а понимание того, что мы тут незваные гости вызывало желание даже иногда стучать в дверь. Мы старались как можно меньше к всему прикасаться, и все оставлять на своих местах. Мы ни чего ни искали но с жадностью хотелось понять чем тут жили люди, о чем думали смотря в это окно на изгиб реки.
Одна из комнат напоминала детскую, на столе среди старых вещей я увидел маленькую коробочку. Открыв ее обнаружил что она была наполнена необычными камушками и окаменелыми ракушками с отпечатками древних моллюсков. Я еще раз посмотрел в окно на большой песчаный пляж напротив деревни.
Куда ушли эти люди? Где они сейчас?
Так они жили
Огородный инвентарь. Торома.
Полные впечатлений и мыслей мы вернулись к лодке. По дороге я всматривался в песок под ногами в надежде найти интересный камушек.
Ближе к деревни Пинега берега стали совсем другими. Стали видны расщелины и пещеры причудливой формы.
Мы еще вставали на стоянку приготовить еду и посмотреть на берега.
Печаные берега Пинеги.
Дальше мы сделали большой поворот на лево в сторону современного мира, о чем свидетельствовали катера с моторами у берегов. Проплыв много деревень, уже ночью мы приплыли в Пинегу.
Сплав по Пинеге
Небольшой поселок с множеством баров на берегу жил своей ночной жизнью. Узнав у дежурного УВД расписание первого автобуса, я набрал его номер и мы снявшись с воды, пили чай в ожидании транспорта который умчит нас в наш мир.